четверг, 19 декабря 2013 г.

4.7 Свободно распространяемые LMS\LCMS



Рассмотрим применение различных систем управления обучением с открытым кодом (Moodle, Sakai, Dokeos, Ilias, Claroline, Docebo) в вузах России и зарубежья.

Система Moodle

Систему Moodle можно отнести к одной из самых распространенных и самых популярных среди подобных систем. Система Moodle  имеет:

·                     более 5252 тыс. зарегистрированных сайтов;

·                     более 30 млн. пользователей;

·                     2,8 млн. курсов в 207 странах (по состоянию на март 2009 г.) и поддерживает более чем 75 языков (в том числе русский).

Универсальный инструментарий этой системы помогает преподавателям создавать электронные курсы и управлять процессами обучения и контроля при взаимодействии со студентами, система может быть использована в качестве образовательной платформы, т.к. позволяет студентам учиться когда угодно и  где угодно, сдавать  контрольные работы и прочее в режиме «он-лайн», получать индивидуальную помощь преподавателей и общаться со сверстниками в режиме реального времени. Реализация образовательных платформ упрощает процесс создания преподавателями собственных учебных материалов, тестовых заданий и использование уже имеющихся в системе готовых электронных средств учебного назначения, моделирующих программ.

Система Moodle используется во многих вузах России.  В том числе в таких вузах, как МГУ имени М. В. Ломоносова, в Северном (Арктическом) федеральном университете С(А)ФУ, в Южно-Российском государственном университете экономики и сервиса, Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, Воронежском государственном университете, Сибирском государственном университете путей сообщения, Пензенском государственном университете, Белгородском государственном университете, Российском Государственном технологическом университете имени К. Э. Циолковского (МАТИ), Всемирном технологическом университете, Педагогическом институте Южного федерального университета, Саратовском государственном университете, Рязанском государственном радиотехническом университете, Межрегиональном открытом социальном институте и других вузах России. Сайт программы: http://moodle.org/

Система Sakai имеет набор инструментов, который может быть использован для эффективной совместной работы студентов и преподавателей. Sakai основан на технологии Java, а это значит, что он стабилен и хорошо защищен. Функциональные возможности системы разнообразны и во многом схожи с системой Moodle. Она, прежде всего, ориентирована на дистанционное обучение и привлекательна для российских вузов, потому что её интерфейс полностью русифицирован.

Sakai разрабатывается сообществом крупнейших западных университетов с единым координационным центром. Sakai — программное обеспечение для организации обучения и совместной работы. Ряд крупнейших (в том числе в области информационных технологий) вузов мира использует это программное обеспечение для создания систем поддержки сетевого и дистанционного обучения, для организации групповой работы, в том числе работы исследовательских групп, для создания портфолио индивидуальных пользователей. В настоящее время система используется в промышленной эксплуатации в более чем 150 ВУЗах по всему миру и переведена более чем на 10 языков. Многие ВУЗы переходят от использования коммерческих закрытых систем поддержки дистанционного и очного образования (WebCT, Blackboard) к построению информационных систем на основе Sakai. Например, данная платформа используется крупнейшими американскими университетами: Массачусетским технологическим институтом, Стэнфордским университетом, Калифорнийским университетом-Беркли, Йельским университетом, Мичиганским университетом, Университетом Индианы, и др. В России данная платформа используется с 2009 г. в Санкт-Петербургском государственном университете и др. [4].

Удобство системы определяется тем, что Sakai состоит из отдельных модулей, которые можно собирать как конструктор.  Потребность в расширении возможностей системы может быть решена за счет разработки дополнительных модулей, или интегрирации Sakai с имеющейся в вузе инфраструктурой.

Дополнительные модули Sakai, не вошедшие в базовую версию системы, обеспечивают онлайн-разработку материалов, работу со SCORM-курсами, расширенные возможности анкетирования, управление конфигурацией системы. Дополнительно можно использовать следующие информационные системы: Agora  свободно распространяемую  систему проведения онлайн конференций с открытым исходным кодом; визуальный конструктор учебных курсов, который позволяет формировать высокомультимедийные, интерактивные учебные курсы и тесты; DSpace — электронную цифровую библиотеку, которая обеспечивает хранение, каталогизацию, поиск и организацию доступа к различным материалам.

LAMS (http://www.lamscommunity.org). Спецификация IMS Learning Designбыла подготовлена в 2003 году. В ее основу положены результаты работы Открытого университета Нидерландов (Open University of the Netherlands – OUNL) по языку образовательного моделирования «Educational Modelling Language» (EML), при помощи которого описывается «метамодель» разработки учебного процесса.

На основе данной спецификации была создана «Система управления последовательностью учебных действий» Learning Activity Management System (LAMS). LAMS предоставляет преподавателям визуальные средства для разработки структуры учебного процесса, позволяющие задавать последовательность видов учебной деятельности.

LAMS представляет собой революционно новое приложение для создания и управления электронными образовательными ресурсами. Она предоставляет преподавателю интуитивно понятный интерфейс для создания образовательного контента, который может включать в себя различные индивидуальные задания, задания для групповой работы и фронтальную работу с группой обучаемых.

OLAT (http://www.olat.org). Разработка системы началась еще в 1999 году в University of Zurich, Switzerland, где она является основной образовательной платформой электронного обучения.

OpenACS (http://openacs.org) (Open Architecture Community System) это система для разработки масштабируемых, переносимых образовательных ресурсов. Она является основой для многих компаний и университетов, занимающихся использованием технологий электронного обучения.

Система Docebo является платформой электронного обучения с открытым исходным кодом. Она используется в корпоративных организациях, системе высшего образования и поддерживает 12 языков.

Система Claroline представляет собой комплекс решений по автоматизации учебного процесса на основе платформы электронного обучения с открытым кодом для вузов, а также систему Tandem University — для колледжей. Эта система распространена в 101 стране мира.

Систему Ilias  - набор инструментов для разработки и публикации учебных курсов, управления студенческими группами. Пользователи курсов — студенты имеют доступ к учебным материалам через локальную сеть вуза и Интернет. Взаимодействие между участниками учебного процесса осуществляется благодаря форумам и чату.

В заключение отметим, что выбор и  использование той или иной системы LMS отражает цели и задачи организации и проведения дистанционного обучения в конкретном вузе. Выбор системы зависит от этого, какие функции планируется использовать, какие планируются способы информационного взаимодействия между пользователями системы, каким будет состав технических, программных и программно-аппаратных средств. Сложность выбора обусловлена тем, что оболочка должна не только удовлетворить текущие сегодняшние потребности университета в создании и поддержке курсов дистанционного обучения, но и обеспечить дальнейшее развитие системы ДО, как количественное (широкий охват обучаемых, большее количество учебных курсов), так и качественное (повышение интерактивности курсов, поддержка технологии и методики обучения в сотрудничестве, в малых группах и пр.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий