четверг, 19 декабря 2013 г.

5.4. Оценка качества программного обеспечения в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93



Решение о целесообразности использования программного продукта, в том числе LMS в вузе может быть основано на оценке его качества с использованием ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 «Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению». Положения этого ГОСТа не следует трактовать как обязательные для исполнения, поскольку в соответствии с законом «О техническом регулировании» обязательными являются только требования стандартов, относящиеся к безопасности, а все остальные требования могут приниматься или не приниматься добровольно[1].
Для оценки качества программных продуктов ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 предлагает использовать следующие группы показателей применительно к программным продуктам: функциональность, надёжность, удобство, эффективность, сопровождаемость и мобильность. Рассмотрим кратко каждую из групп показателей.
Группу «функциональность» составляют такие характеристики как пригодность (степень соответствия набора функций поставленным задачам), правильность (степень правильности получаемых результатов и соответствие реакции программы ожидаемой реакции), способность к взаимодействию (способность взаимодействовать с конкретными системами), защищённость (способность предотвращать несанкционированный доступ к программам и данным) и согласованность с действующими стандартами (соответствие программы требованиям законов, стандартов, положений, соглашений или рекомендаций).
В группу «надёжность» входят следующие характеристики: стабильность (характеризует возможность безотказной работы), устойчивость к ошибкам (характеризует степень разрушительности последствий возникновения ошибок), восстанавливаемость (время и усилия, необходимые для устранения последствий возникающих ошибок), согласованность со стандартами надёжности.
Группа «удобство» содержит следующие характеристики: понятность (характеризует усилия пользования, связанные с пониманием логической концепции программы), обучаемость (определят усилия, затрачиваемые на изучение программы), простота использования (усилия пользователя при использовании программы в практической деятельности), привлекательность (субъективная оценка, например, интерфейса программы), согласованность со стандартами удобства.
Группу «эффективность» составляют следующие характеристики: поведение во времени (время выполнения функций, время реакции программы, её пропускная способность), характер изменения ресурсов (объёмы используемых ресурсов и время их использования), согласованность со стандартами эффективности.
«Сопровождаемость» программы описывается следующими характеристиками: анализируемость (усилия пользования по диагностике отказов и несоответствий, усилия по модернизации программы), изменяемость (способность к внесению изменений), устойчивость (оценка рисков от непредвиденных эффектов, возникающих при модификации или изменении условий эксплуатации), тестируемость (оценка усилий для проверки модифицированного программного обеспечения), согласованность со стандартами сопровождаемости.
«Мобильность» определяется следующими характеристиками: адаптируемость (удобство адаптации к различным условиям эксплуатации), простота внедрения (оценка усилий по внедрению программного обеспечения в конкретное окружение), совместимость (способность программы работать совместно с другими программами), взаимозаменяемость (возможность использования программного продукта вместо другого продукта).
Содержание ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 даёт основания для анализа программного продукта с точки зрения существования у него различных свойств. Вместе с тем, ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 не содержит ряда характеристик, значимых для выбора программного продукта именно для нужд ВУЗа. Во-первых,  отсутствуют такие характеристики, как стоимость лицензии, наличие академической версии лицензии, существование сетевых лицензий, возможность устанавливать программный продукт на домашние компьютеры студентов и т.п. Во-вторых, в стандарте никак не оценивается наличие избыточных функций в программном продукте (не рассматриваются ситуации, когда программный продукт содержит функции, излишние для целей применения). Наличие избыточных функций ухудшает одновременно значения нескольких характеристик программного продукта, а именно: необоснованно увеличивают стоимость, увеличивают время, необходимое для понимания логики работы программы, увеличивают время изучения, усложняют работу с программным продуктом.
В-третьих, в стандарте недостаточно чётко сформулированы и вопросы, связанные с использованием программных продуктов в различных операционных системах. Данный вопрос может стать чрезвычайно актуальным для вузов в ближайшее время.
В-четвертых, системы LMS должны быть интероперабельны, т.е. иметь возможность «проигрывать» готовые курсы, созданные в разных форматах.
В-пятых, при выборе программного продукте необходимо учитывать тенденции развития информационно-коммуникационных технологий. Это позволит выбрать более современный программный продукт, основанный на использовании самых современных достижений науки и техники. 
Рассматривая вопросы развития систем управления обучением, IMS Tool Interoperability выделил необходимость выполнения принципа обеспечения интероперабельности инструментов между различными системами LMS[2]. Эти  системы должны поддерживать принцип «сервисов», открывая извне доступ к определенным аспектам своей функциональности. По мере повышения уровня модульности структуры становилось проще интегрировать в платформы новые функции. В некоторых случаях, например в Sakai, создаваемые Web-сервисы предоставляли доступ к ограниченному набору функций: сообщество LMS все активнее стремилось отделить контент от инструментов и уделить особое внимание информации об учащихся. Однако эти системы еще не были полностью ориентированы на учащегося: они по-прежнему в значительной степени сосредоточены на администрировании обучения, то есть на управлении курсами.
Таким образом, несмотря на то, что  ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 можно использовать в качестве отправной точки для оценка качества LMS, но необходимо использовать и другие характеристики и показатели оценки качества, а также перечисленные выше требования.


[1] Гусятников В.Н., Безруков А.И. Стандартизация и разработка программных систем. – М.: Финансы и статистика, ИНФРА-М, 2010.

[2] Даггер Д., О'Коннор А., Лавлесс С. и др. Сервисные платформы электронного обучения: от монолитных систем к гибким сервисам/   Открытые системы №07, 2007 (http://www.osp.ru/os/2007/07/4392612/)


Комментариев нет:

Отправить комментарий