четверг, 19 декабря 2013 г.

4.2. Технологии синхронных и асинхронных средств общения




Различия между технологией синхронных и асинхронных средств общения во многом определяют методику их использования в процессе обучения. Рассмотрим вопросы использования в учебно-воспитательном процессе вуза асинхронных  и синхронных средств и систем для организации информационной деятельности и информационного взаимодействия между преподавателями, студентами и LMS. Прежде всего, отметим, что всемирная мультимедийная среда позволяет осуществлять поиск информации, представленной в любом виде (звук, аудио, графика, анимация, видеоинформация и пр.), воспроизводить текстовую или графическую информацию, передавать звук, видеоизображение, работать с компьютерными моделями, проводить тестирование, голосовую или видеосвязь с другими пользователями сети в синхронном или асинхронном режиме.
Асинхронные средства общения
·        Электронная почта (e-mail) предназначена для приема-передачи информации, цифровых информационных ресурсов (в виде текста, графики, звука, изображения, программных продуктов) на большие расстояния. Возможна рассылка электронной почты одному или более абонентам в локальной сети учебного заведения или в Интернет с использованием специальных почтовых программ. Электронная почта предоставляет следующие возможности для повышения качества образовательного процесса: организация конфиденциального общения между обучаемым и педагогом, обмен информацией между «распределенными» по интересам студенческими, аспирантскими или преподавательскими коллективами и проведение ими совместных работ учебного, поискового или исследовательского характера; реализация метода проектов с участием студентов и преподавателей из разных регионов и стран.
·   Списки рассылки (listservs) предоставляют возможность обмена электронными письмами внутри некоторой группы, каждый член которой может послать свое сообщение на адрес списка рассылки. Это сообщение  будет автоматически разослано всем остальным участникам на их электронный почтовый ящик. Списки рассылки используются в сфере образования для обмена информацией; для оповещения о семинарах и конференциях; для рассылки инструктивной документации, информационных или  методических материалов.
·   Электронные конференции или «электронные доски объявлений» (Usnet, NetMeeting) обеспечивают доступ к участию сотням пользователей Интернет. Для этого только необходимо войти в Интернет и набрать адрес конференции, послать сообщение в письменном виде по электронной почте, прочитать в удобное время сообщения участников. У каждой конференции есть свой координатор, который следит за тематикой присылаемых сообщений. В течение определенного периода участники присылают свои сообщения, читают сообщения других участников, посылают (отправляют) свои отклики. Электронные конференции можно использовать при проведении учебно-исследовательских проектов и в целях развития навыков общения в ходе совместной работы студентов нескольких вузов.
·   Форум (forum) – это инструмент для общения на сайте, можно внутри дистанционного учебного курса на LMS, который может быть использован для проведения различных дискуссий. Отправить сообщение на форум достаточно просто – нужно только заполнить на сайте определенную форму, сообщить сведения об авторе, выделить тему и набрать сообщение. Модератор контролирует содержание сообщений и правила поведения участников форума. Сообщения на форуме хранятся достаточно долго, ответ на любое сообщение можно дать в удобное время. Форумы часто используются для обсуждения тех или иных событий, а так же для проведения опросов, высказывания различных точек зрения, пресс-конференции.
К настоящему времени асинхронные средства связи получили широкое распространение. Именно эти средства информационного взаимодействия являются наиболее простыми в использовании неподготовленными пользователями. В ходе работы с асинхронными средствами общения студенты и преподаватели могут обмениваться письмами, учебными пособиями, электронными учебными материалами. В том числе для этих целей используются возможности социальных сетей. Причем, полученную корреспонденцию можно прочитать в любое удобное время и использовать на занятиях, в самостоятельной работе студентов. Зачастую именно обмен электронными письмами позволяет организовать разнообразные учебно-исследовательские проекты. Асинхронные средства необходимо использовать, прежде всего, в тех учебных заведениях, которые не имеют доступа к широкополосным системам связи. 
Синхронные средства общения
Видеоконференции  позволяет всем участникам общаться в режиме реального времени. В данном случае используется обычно общение типа один ко многим (лекция, пресс-конференция) или многие ко многим (телемост). В ходе общения возможно использование видеодемонстраций и видеофрагментов. С помощью видеоконференции студенты могут общаться и консультироваться с другими студентами, аспирантами, преподавателями или специалистами, находящимися в других городах и странах, участвовать в работе круглых столов. Видеоконференции могут быть организованы и проведены во время аудиторных занятий или в неурочное время. Тематика конференций выбирается и согласуется заранее. Нередко в ходе конференции студентам приходится общаться  на иностранном языке с носителями языка, наблюдать за актерами, изображающими различные исторические сценки и задавать им вопросы. Видеоконференции являются той технологией, которая совместима со многими организационными формами и методами обучения. Например, проведение лабораторных занятий в режиме видеоконференций,  когда обучающий и обучаемый «встречаются» на экранах. Дистанционные лабораторные работы проводятся в тех случаях, когда необходимо проводить учебные исследования, эксперименты, замеры на дорогостоящем оборудовании, которое имеется в другом учебном заведении. Необходимо тщательно планировать и готовить каждое учебное мероприятие с использованием этого средства общения, настраивать участников видеоконференций на новый для них режим работы, заранее изучить вопросы технической совместимости программ и уточнить время и расписание работы. 
Участие студентов и преподавателей в электронных и видеоконференциях поднимает на новый уровень роль коммуникаций, как на уровне студент-преподаватель, так и между отдельными студентами, преподавателями, коллективами учебных заведений. Появилась возможность информационного учебного взаимодействия на глобальном уровне, возможность выхода в мировое сообщество. Формируются разного рода интеллектуальные объединения, организованные исключительно по личностным интересам пользователей. Следующим шагом в расширении использования возможностей Интернет в образовании становится формирование так называемых on-line–сообществ, распределенных коллективов, которые совместно работают над созданием различных документов, цифровых информационных или образовательных ресурсов и пр.
·   IRC (англ. Interactive Relay Chat или интерактивно передаваемый разговор) – специальное программное обеспечение, позволяющее многим пользователям одновременно просматривать короткие текстовые сообщения в реальном времени и посылать ответы на эти сообщения. 
·    ICQ  (англ. «I seek you», что можно перевести как «я ищу тебя») – специальная служба для обмена короткими сообщениями в сети Интернет. Программа позволяет пользователям посылать друг другу текстовые сообщения, звуковые сообщения, файлы, участвовать в чатах. После установки и регистрации программы каждый пользователь получает личный идентификационный номер, может регистрировать других пользователей (заносить их в свою «записную книжку») и получать информацию о том находятся ли они в данный момент времени в сети или нет. 
·   MOO (англ. Multi-user Object Orientedмногопользовательский объектно-ориентированный). Это специальная среда, которая обеспечивает контакт между разными категориями пользователей в реальном времени.
·   MUD (англ. Multi User Domainмногопользовательский домен). Позволяет организовать виртуальные встречи между пользователями, обмениваться сообщениями, вести дневник сообщений. Технологии  MUD и MOO первоначально были ориентированы на предоставление группам пользователям возможности игры в Интернет.
·    Telnet  специальный режим, который позволяет пользователю осуществлять дистанционный доступ из учебной аудитории или из дома в другие компьютеры и использовать их ресурсы.
Помимо выделенных выше средств синхронного и асинхронного общения рассмотрим еще несколько аспектов использования в учебном процессе средств технологии телекоммуникации.
·   FTP (англ. File Transfer Protocol протокол передачи данных). На FTP-серверах учреждений образования можно хранить файлы, содержащие разного рода цифровые информационные и образовательные ресурсы.
·   IP-телефония – специальная технология, позволяющая использовать Интернет для ведения телефонных переговоров и передачи факсов в режиме реального времени.
·   On-line Database – эта форма использования информационного ресурса в образовательной сфере, которая позволяет осуществлять поиск информации в диалоговом режиме реального времени в различных базах данных, хранящихся на подключенных к сети Интернет компьютерах. Поиск в базах данных Интернет позволяет интенсифицировать учебную и внеучебную, научную и творческую деятельность преподавателя и студента.
Литература
1.         Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие. – М.:  Издательский центр «Академия», 2008 г. – 256 с.
2.         Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Специализированный учебный курс/ С. А. Шенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. – М., Государственное образовательное учреждение Институт развития дополнительного профессионального образования, 2005.
3.         Сайков Б.П.. Организация информационно-образовательного пространства образовательного учреждения: практическое руководство /Б.П. Сайков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.
4.         Советов Б.Я. Информационные технологии: Учебник для вузов. /Б.Я.Советов, В.В. Целихановский. -3-е изд. – М.: Высш. шк., 2006. – 263 с.
5.         Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2006. – 40 с.
6.         Физиология  развития  ребенка/Под ред. В.И.Козлова. Д. А. Фарбер. Н.: Педагогика, 1983.- 296 с.
7.         Ширшов Е.В., Ефимова Е.В. Организация учебной деятельности в вузе на основе электронных, информационно-образовательных технологий: / Е.В. Ширшов, Е.В. Ефимова. – Архангельск: Изд-во Арханг. гос. тех. ун-та, 2006. – 208 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий