четверг, 19 декабря 2013 г.

4.1.Модели дистанционного обучения




В основном в дистанционном образовании существует два под­хода в обеспечении поддержки обучения - расширение и трансформа­ция. Эти подходы могут быть описаны следующим образом.
Расширение имеет место тогда, когда преподаватель ве­дет занятие, технологически мало отличающийся от традиционного, рас­ширяя его до других пространственных и временных рамок. Деятель­ность педагога, совокупность учебных материалов, учебная среда по­зволяет имитировать ситуацию обучения в условиях учебной группы, а также компенсировать утраченные каналы общения и получения учебной информации. Данный подход к дистанционному обучению предполагает разработку преподавателем индивидуальных обу­чающих материалов.
Трансформация характеризуется такими формами организации дистанционного обучения, которые не имитируют традиционное об­учение, а представляют собой нечто новое, специфически связанное с используемыми технологиями связи преподавателей, студентов и LMS.
Как и все типы образования, различные модели дистанционного образования строятся на основе главных компонент процесса обучения:
        изложение предметного содержания;
        взаимодействие с преподавателями;
        выполнение практических заданий, лабораторных работ;
        контроль знаний, умений, навыков, уровня компетентности обучаемого.
Каждая модель дистанционного образования использует те или иные средства ИКТ. Различные модели дистанционного обучения отличаются не только используемыми ими средствами ИКТ, степенью управляемости учебным процессом со стороны преподавателя и системы, но и долей использования ДОТ преподавателем и студентом. В некоторых моделях, пре­подаватели и учебное заведение сохраняют свои функции полного управления процессом обучения как в случае традиционной системы обучения. В других случаях управление обучением переходит к обучаемым.
Ниже представлены три модели дистанционного образования. Конечно, они не отражают всех возможных подходов к организации ДО в вузе. Однако, здесь представлены два крайних случая от управления обучением преподавателем к управлению самим обучаемым и один промежуточный.
Модель распределенного класса имеет место, когда интерактивные технологии позволяют подключиться к учебному процессу новые группы студентов, находящихся в разных местах; типичный результат - смешанный класс, который объ­единяет обучаемых, присутствующих на занятии в каком-либо учебном заведении и дистанционных студентов. Учебное заведение и деканат контролируют успеваемость.
Характеристика данной модели:
          занятия включают в себя синхронные коммуникации; студенты и преподаватели должны находиться в определенном месте в опреде­ленное время (по крайней мере раз в неделю);
          количество участников варьируется от одного до пяти и более, чем больше количество участников, тем выше техническая, логическая и познавательная сложность;
          учащимся удобней организовать свое учебное место дома или на работе, чем этого можно достичь, находясь в вузе;
          учебные заведения способны обслужить небольшое количество студентов, находящихся в том или ином месте;
          от студентов и преподавателей ускользает мимика и другая не вербальная информация, важная в процессе обучения.
Модель открытое обучение + класс включает в себя использование учебно-методических материалов  (учебного контента), расположенного в LMS или учебники и пособия в печатном виде, в том числе учебные материалы на цифровых носителях информации. Использование данной модели основано на самостоятельном освоении студентом учебного материла дисциплины с наиболее приемлемой скоростью в сочетании с возможностями системы для организации информационного взаимодействия, общения студентов внутри дистанционной группы.
Характеристики:
     представление содержания курса зависит от ис­пользования технологии ДО (кейс технологий, спутниково – телевизионных, интернет – обучения). Учебный материал  студенты могут изучать в любое удобное время, индивидуально или в группе.
     материалы курса используются более одного семестра и могут отличаться для каждого преподавателя (например, видеозапись его лекций).
     студенты периодически собираются вместе для проведения за­нятий с участием преподавателя. В ходе занятий могут быть использованы ЭОР, размещенные в LMS.
     занятия в аудитории проводятся для того, чтобы студенты могли обсудить и уточнить основные понятия, получить навыки решения задач, групповой работы, выполнения лабораторных работ, моделиро­вания и других прикладных исследований, сдать зачет или экзамен.
Модель самостоятельного обучения освобождает студентов от необходимости находиться в определенном месте в опре­деленное время. Студенты обеспечиваются набором материалов, вклю­чающим изложение курса и подробную программу, и получают воз­можность обращаться к преподавателю (тьютору), который осуществляет руководство, отвечает на вопросы и оценивает работу. Контакт между студентом, преподавателем и LMS достигается путем ис­пользования различных технологий ДО: кейс технологий, спутниково – телевизионных, интернет – обучения.
Характеристики:
     минимизируется время проведения занятий в вузе: студенты обучаются самостоя­тельно, следуя подробным инструкциям программы, зачеты и экзамены проводятся в очной форме;
     студенты взаимодействуют с преподавателем (тьютором), системой и иногда с остальны­ми студентами для обсуждения изучаемых тем и вопросов;
     материалы курса используются в течение нескольких лет и, как правило, являются результатом структурированного процесса раз­работки, в который вовлечены создатели курса, эксперты, работники центров дистанционного обучения, администраторы системы. Эти материалы являются общими для всех преподавателей и тьюторов, которые проводят занятия с использованием ДОТ.
По способам информационного взаимодействия с обучаемыми различают асинхронную и синхронную модель обучения. Различия между синхронными и асинхронными средствами общения во многом определяют методику их использования в процессе обучения. Рассмотрим вопросы использования в учебно-воспитательном процессе асинхронных  и синхронных средств и систем для организации информационной деятельности и информационного взаимодействия между педагогами, студентами и учебно-методическими материалами, ЭОР, расположенными на LMS вуза.
Асинхронные средства обеспечивают связь с задержкой по времени. К этим средствам относят: факсимильную связь, электронную почту и электронные конференции, которые получили к настоящему времени наиболее широкое распространение в системе образования за счет простоты использования и наименьшей стоимости. Асинхронные системы основаны на следующих технологиях: WWW, FTP, E-mail, Listserv, Forum.
Асинхронная или индивидуальная модель разработана в Британском открытом университете и исторически исходит из заочной формы обучения, Слушателям индивидуально предоставляются учебные материалы в удобное для них время, также предоставляется система психолого-педагогической поддержки в форме индивидуальных консультаций и активных групповых занятий.
Синхронные средства позволяют организовать доступ пользователя к информации в режиме реального времени. Синхронные коммуникации являются наиболее современными средствами информационного взаимодействия, основанными, в основном на технологиях IRC, ICQ, MOO, MUD. Синхронные средства общения позволяют организовать доступ к электронным учебным материалам, тестирующим системам, электронным дискуссиям в чатах, семинарам, конференциям. На занятиях в режиме реального времени студенты принимают участие в круглых столах, в обсуждении  сложных тем и разделов, в дистанционных лекциях и лабораторных занятиях в режиме видеоконференций. Синхронная модель обращена к очной форме обучения, в которой очный контакт преподавателя со студентом заменен на видеоконференции. Слушатели работают над приобретением и совершенствованием знаний или навыков в одно и то же время, учебно-методическое обеспечение не отличается от очной формы; качество образования во многом зависит от надежности телекоммуникационных каналов между базовым учреждением и удаленными пользователями (обучаемыми).
Модели дистанционного обучения в том или ином вузе не обязательно являются примерами точного соответствия той или иной модели, однако знание различий между моделями важно для понимания проблем психологи­ческого и педагогического порядка, с которыми сталкиваются преподаватели и организаторы ДО в вузе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий