четверг, 19 декабря 2013 г.

4.4. Системы управления учебным контентом (LCMS)




Последние два года развивается новый класс систем, реализующих управление учебным контентом (Learning Content Management System, LCMS). В отличие от LMS, подобные системы концентрируются на задачах управления содержанием учебных программ, а не процессом обучения, и ориентированы не на менеджеров и студентов, а на разработчиков контента, специалистов по методологической компоновке курсов и руководителей проектов обучения. По мнению ряда авторов, развитие систем управления обучением должно идти по пути применения сервисных оболочек к модульной архитектуре платформ. Разделение функциональности LMS и системы управления учебным контентом (Learning Content Management System, LCMS) обеспечит поддержку еще большей интероперабельности, при которой системы смогут бесконфликтно и динамически обмениваться не только контентом и сценариями обучения, но и инструментами, функциональностью, семантикой и средствами управления[1]. Это также касается значительно более широкого спектра информации (данные пользователя, контекст, программирование, потоки заданий и управление), которую сервисы могут использовать и анализировать в платформах электронного обучения. Это даст возможность создавать настраиваемые платформы из широкого спектра сервисов для поддержки конкретных задач, динамически решаемых в определенное время. Традиционные производители LMS будут продавать не монолитные, универсальные решения, а интероперабельные платформы и разнообразные сервисы электронного обучения, предоставляя пользователям возможность выбирать нужную им комбинацию сервисов.
В основе LCMS лежит концепция представления содержания обучения как совокупности многократно используемых учебных объектов со своей целевой аудиторией и определенным контекстом использования. Как отмечают аналитики, границу между двумя классами систем со столь похожими названиями провести все труднее: большинство производителей систем LCMS включают в них функциональность общего управления обучением, а ведущие решения категории LMS теперь реализуют и возможности управления учебным контентом.
Несмотря на многочисленные вариации возможностей LCMS, она должна включать следующие ключевые компоненты.
Репозиторий учебных объектов. Репозиторий учебных объектов – это центральная база данных, которая хранит и управляет учебным контентом. Из этой точки отдельные учебные объекты доступны пользователям или как отдельные элементы или как часть в составе более большого учебного модуля, который в свою очередь может быть частью полного курса, этот процесс определяется в зависимости от индивидуальных требований к обучению. Конечный продукт может быть доступен через Web, CD-ROM, или в бумажном виде. Каждый объект, в зависимости от требований, может быть использован несколько раз и с различными целями. Интегрированность контента обеспечивается вне зависимости от метода доставки. Для отдельных элементов это обеспечивается логикой программного кода с использованием XML.
Программное обеспечение автоматизированного ауторинга. Это ПО используется для создания многократно используемых учебных объектов, которые потом будут доступны в репозитории. Приложение автоматизирует разработку, предоставляя авторам шаблоны и архивные образцы, содержащие основные принципы дизайна учебного контента. Используя эти шаблоны, авторы могут разрабатывать курсы, применяя имеющиеся объекты из репозитория, создавая новые объекты, или используя комбинацию из новых и старых объектов. Авторами могут быть эксперты по тематике, дизайнеры учебных курсов, создатели медиа-продукции, лидеры сообществ практиков и так далее. Этот инструмент также может быть использован для быстрой конвертации существующих в организации библиотек учебного контента, таких как дополнительные аудиовизуальные материалы, специальные интерфейсы и методики обучения. Автор может работать в организации или осуществлять аутсорсинговую разработку.
Интерфейс отображения (проигрывания контента). Для представления учебных объектов в соответствии с профилем обучения, для предварительного тестирования и/или в соответствии с запросами пользователей, необходим интерфейс отображения материалов. Этот компонент также обеспечивает трекинг результатов, ссылки на соответствующие источники информации и различные варианты оценки и обратной связи от пользователей. Этот интерфейс может быть настроен для конкретной организации, использующую LCMS. Для примера, контент может быть представлен на веб-страницах, содержащих эмблему организации и элементы оформления принятые в текущем корпоративном стиле. Кроме этого, элементы управления и оформления могут быть локализованы под требуемый регион.
Средства администрирования. Это приложение используется для управления учетными записями учеников, запуском курсов из каталога, отслеживания результатов, составления отчетов о процессе обучения и других простых административных функций. Эта информация может быть передана в LMS, предназначенной для осуществления более продвинутой административной функциональности.
Теневая сторона применения LCMS в том, что она позволяет дать большой толчок планированию и получении навыков дизайна эффективных учебных объектов – поскольку предоставляет для использования шаблоны и примеры. Дизайнеры должны мыслить нелинейно и хорошо понимать все различные варианты контента, для которого объект будет необходим или может быть использован. Например, если учебный объект выходит за рамки контента или представляет недостаточно средств помощи, то он принесет скорее вред, чем пользу. Некоторые курсы должны содержать определенный набор разделов в определенном порядке и не могут быть разделены на отдельные части.
Рынок LСMS пока еще достаточно фрагментирован, что свидетельствует о его незрелости, однако он быстро развивается; системы этого класса становятся все более востребованными и рассматриваются не просто как необходимая инфраструктура для eLearning, но — по крайней мере, западными компаниями — и как часть общей корпоративной ИТ-инфраструктуры. Подтверждением тому является интерес, который проявляют к решениям по управлению обучением производители систем общего управления, в том числе, компании SAP (SAP Learning Solution), Oracle (iLearning), PeopleSoft (Enterprise Learning Management).
Новые платформы электронного обучения предоставят интероперабельные архитектуры для уже существующих и вновь создаваемых сервисов. Эти требования включают в себя федеративный обмен между сервисами (информацией и управлением), различные уровни интероперабельности (внутри домена и между доменами) и композицию сервисов (организацию и управление). Однако при реализации платформ нового поколения возникает множество проблем в самых разных исследовательских областях, таких как Semantic Web, адаптивные гипермедиа, динамические сервисы и федеративное моделирование[2].
Организации по стандартизации уже в течение ряда лет изучают различные оболочки, спецификации и принципы построения сервисных платформ электронного обучения. IMS Abstract Framework (www.imsglobal.org/specifications.html) выявляет и представляет основные компоненты и интерфейсы для систем электронного обучения. E-Learning Framework (ELF; www.elframework.org) иллюстрирует общую функциональность систем электронного обучения. Open Knowledge Initiative (OKI; www.okiproject.org) определяет уровни сервисов для разработки платформ электронного обучения. Общий подход, лежащий в основе этих создаваемых стандартов, заключается в модуляризации функциональности, как правило, определяющей следующие группы:
·                     наборы приложений (уровня LMS);
·                     сервисы приложений (низкоуровневые сервисы, такие как опросы и моделирование, с которыми пользователь взаимодействует напрямую);
·                     образовательные сервисы (как правило, касающиеся администрирования обучения, такие как управление курсами и расписание курсов);
·                     общие сервисы (важная функциональность, к которой пользователь не имеет доступа, например, аутентификация, обмен файлами, регистрация и управление базами данных);
·                     инфраструктура (основа сервисов, в том числе HTTP, SOAP и XML).
Оболочки, спецификации и принципы организации, в свою очередь, определяют поуровневые подходы к созданию систем электронного обучения из этих наборов ранее определенных сервисов. Такие спецификации определяют представления личной и групповой информации (IMS Enterprise), профиля студента и истории его обучения (IMS Learner Information Package and ePortfolio), оценки (IMS Question and Test Interface), группировки изучаемого контента (IMS Content Package и SCORM), динамического программирования контента (IMS Simple Sequencing), компетентности учащегося (IMS Reusable Definition for Competence and Educational Objectives), операций обучения (IMS Learning Design), поиска в федеративных базах данных (IMS Digital Repositories Interoperability) и связывания различных инструментов электронного обучения. На низком уровне эти стандарты и спецификации описывают синтаксис, который различные сервисы должны реализовать для внешнего представления информации. Однако упущен критически важный компонент интероперабельности — способность динамически использовать содержательную информацию. Именно в этом направлении серьезную работу проводит сообщество Semantic Web.
Ключевое допущение для считываемой машиной информации и сервисов состоит в том, что сервисы могут взаимодействовать и договариваться «на лету». Разработки в области Semantic Web начинались с RDF и DAML+OIL и с тех пор продвинулись до языка онтологий OWL (Web Ontology Language, www.w3.org/TR/owl-features/), который недавно стал стандартом консорциума W3C. Язык OWL может использоваться для описания «онтологий» — баз знаний о концепциях, к которым могут обращаться сервисы с запросами на получение информации. В частности, онтологии помогают создавать новые знания, в которых вывод может формироваться в базе знаний с учетом поставленной цели, вне зависимости от информации, непосредственно занесенной создателем онтологии. Эта способность распространяется на мир Web-сервисов с помощью подмножества языка онтологий — OWL for Services (OWL-S).
Отличия LCMS и LMS.
Learning Management Systems (LMS) и Learning Content Management Systems (LCMS) имеют различных цели. Главная задача LMS - автоматизировать административные аспекты обучения, а LCMS сосредоточена на управлении контентом "обучающих объектов".
Обе системы, LMS и LCMS управляют содержанием курсов и отслеживают результаты обучения. Оба инструмента могут управлять и отслеживать контент, вплоть до уровня учебных объектов. Но LMS, в то же время, может управлять и отслеживать смешанное обучение, составленное из онлайнового контета, мероприятий в учебных классах, встреч в виртуальных учебных классах и различных других источников. В противовес этому, LCMS не может управлять смешанным обучением, зато может управлять контентом на уровне грануляции ниже учебного объекта, что позволяет организации более просто осуществлять реструктуризацию и перенацеливание онлайн-контента. Дополнительно, продвинутые LCMS умеют динамически строить учебные объекты в соответствии с профилями пользователей или стилями обучения. Если обе системы придерживаются стандартов XML, информация может быть просто перемещена в LMS на уровне учебных объектов.
Литература
1.     T. Mayes, S. de Freitas, Review of E-Learning Theories, Frameworks, and Models. Joint Information Systems Committee e-Learning Models Desk Study, 2004.
2.     P. Trafford, PLEs as Environments for Personal and Personalised Learning. www.weblearn.ox.ac.uk/site/asuc/oucs/staff/pault/research/ramble/present/uploads/PaulT_Mini%20PLEPaper 1.0.pdf.
3.     A. Mathes, Folksonomies — Cooperative Classification and Communication through Shared Metadata. Computer-Mediated Communication Magazine, 2004; www.adammathes.com/academic/computer-mediated-communication/folksonomies.html.
4.     D. O’Sullivan,D. Lewis, Semantically Driven Service Interoperability for Pervasive Computing. Proc. 3rd ACM Int’l Workshop on Data Engineering for Wireless and Mobile Access, ACM Press, 2003.
5.     C. Feier et al., Towards Intelligent Web Services: The Web Service Modeling Ontology (WSMO). Proc. Int’l Conf. Intelligent Computing (ICIC), 2005.
6.     D.A. Chappell, Enterprise Service Bus. O’Reilly Media, 2004.
7.     P. Brusilovsky, Methods and Techniques of Adaptive Hypermedia. User Modeling and User-Adapted Interaction, vol. 6, nos. 2-3,1996.
8.     M. Weiser, The Computer for the 21st Century. Scientific Am., vol. 9, Sept. 1991.
9.     M. Ratto et al., The ActiveClass Project: Experiments in Encouraging Classrom Participation. Proc. Int’l Conf. Computer Support for Collaborative Learning 2003, Computer-Supported Collaborative Learning Series, vol. 2, B. Wasson, S. Ludvigsen, U. Hoppe, eds., Kluwer Academic, 2003.
10.  P. Lonsdale et al., Context Awareness for MOBIlearn: Creating an Engaging Learning Experience in an Art Museum. Proc. MLearn 2004: Learning Anytime, Everywhere, Learning and Skills Development Agency (LSDA), 2004.
11.  A. O’Connor, V. Wade, Informing Context to Support Adaptive Services. Proc. Conf. Adaptive Hypermedia and Adaptive Web-Based Systems, LNCS 4018, Springer-Verlag, 2006.
12.  S. Lawless. V. Wade, Dynamic Content Discovery, Harvesting, and Delivery from Open Corpus Sources, for Adaptive Systems. Proc. 4th Int’l Conf. Adaptive Hypermedia and Adaptive Web-based Systems, V. Wade, H. Ashman, B. Smyth, eds., LNCS 4018, Springer-Verlag, 2006.
13.   Даггер Д., О'Коннор А., Лавлесс С. и др. Сервисные платформы электронного обучения: от монолитных систем к гибким сервисам/   Открытые системы №07, 2007 (http://www.osp.ru/os/2007/07/4392612/)
14.    Готская И.Б., Жучков В.М. Кораблев А.В. « Выбор системы дистанционного обучения», РГПУ им.А.И Герцена


[1] Даггер Д., О'Коннор А., Лавлесс С. и др. Сервисные платформы электронного обучения: от монолитных систем к гибким сервисам/   Открытые системы №07, 2007 (http://www.osp.ru/os/2007/07/4392612/)

[2] Даггер Д., О'Коннор А., Лавлесс С. и др. Сервисные платформы электронного обучения: от монолитных систем к гибким сервисам/   Открытые системы №07, 2007 (http://www.osp.ru/os/2007/07/4392612/)


Комментариев нет:

Отправить комментарий