1.
Поддержка смешанного обучения. LMS должна
предоставлять возможности простым образом объединять традиционное (аудиторное)
обучение в учебных классах и виртуальное обучение на основе сетевых учебных
курсов. В комбинации эти возможности активизируют как обычное, так и
персонализированное (персонифицированное) обучение.
2.
Интеграция с HR. Рейтинг LMS, которая не может
быть синхронизирована с HR системой, снижается: в случае интеграции систем,
администратор и/или представитель кадровой службы (для любого фирменного
обучения) вводит информацию в HR систему, и сотрудник автоматически
подписывается на тренинги, специально предназначенные для его профессионального
роста в компании. Применительно к вузу, LMS, должна быть синхронизирована с
единой информационной системой вуза, что позволит облегчить процедуру
подключения к системе ДО всех категорий обучаемых, включая студентов,
профессорско-преподавательский состав (дистанционное повышение квалификации),
аспирантов и т.д.
3.
Инструменты администрирования. LMS должна
давать возможность администраторам управлять регистрацией пользователей и
профилями, определять роли, определять сертификационные диаграммы, назначать
тьюторов, авторов курсов, управлять контентом и администрировать внутренние
бюджеты, платежи пользователей и убытки. Администраторам необходим полный
доступ к базе данных обучения, возможность создавать стандартные и кастмизумые
отчеты по индивидуальным и групповым показателям. Отчеты должны
масштабироваться вплоть до возможности включения всего персонала компании.
Система должна давать возможность составлять расписание для учащихся,
инструкторов и учебных классов. По возможности, все функции должны обладать
способностью к управлению через автоматизированный дружелюбный интерфейс.
4.
Интеграция контента. Очень важно для LMS
обеспечивать активную поддержку широкого круга курсов от сторонних производителей.
Некоторые LMS совместимы с инструментом разработки только собственного
производства, а другие очень ограниченно совместимы со стандартами учебного
контента. Поставщик LMS должен сертифицировать контент производства третьих
фирм, и доступ к курсам должен быть так же прост, как использование выпадающего
меню.
5.
Соблюдение стандартов. LMS должна поддерживать
стандарты ГОСТЫ и такие стандарты, как
SCORM и AICC. Поддержка стандартов означает, что LMS может импортировать и
управлять контентом и курсами, которые скомпилированы в соответствии со
стандартами, вне зависимости от средств разработки, которые были использованы.
Если поставщик не сертифицирует контент, то неизбежны дополнительные расходы на
его сертификацию.
6.
Возможности тестирования. Обязательное наличие
модулей оценки и тестирования, при этом наиболее сервисный подход, когда а)
предоставляется возможность включения теста (модуля оценки) как части каждого
раздела курса (сетевого урока); б) имеется самостоятельный модуль тестирования
(и модуль оценки), например, по результатам изучения отдельного раздела и/или
курса в целом.
7. Управление
знаниями. Модуль управления знаниями позволяет организации определить
необходимость в обучении и идентифицировать область приложения усилий,
базируюсь на компетенции рабочего коллектива в конкретной области. Оценка
знаний может быть получена из различных источников, включая собеседования и
метод 360 градусов. Менеджеры определяют: уравновешивать, усреднять или
сравнивать результаты для определения уровня знаний. Бизнес также может
использовать этот функционал для поиска сотрудников, которые соответствуют
специфическим требованиям по знаниям (по данным зарубежных источников).
8.
LMS обеспечивает и механизмы защиты, необходимые для
сетевой среды e-Learning, а также, в случае масштабных учебных проектов,
поддерживает интеграцию с системами планирования ресурсов предприятия и
управления персоналом.
9.
LMS, являясь решением для управления учебным процессом,
поддерживает, как минимум, использование электронных курсов из различных источников;
наиболее развитые системы предлагают специальные модули для разработки
собственного учебного контента.
10.
Для того чтобы LMS-платформы имели возможность
«проигрывать» разные готовые курсы, созданы стандарты интероперабельности. Так,
Airline Industry CBT Committee описывает взаимодействие компьютерных тренингов
с системами управления и служит основой для развития аналогичных стандартов
интероперабельности для Web-курсов. Широко известны стандарты ISM для платформ
обучения, а также Sharable Content Object Reference Model (SCORM) —
совокупность технических спецификаций для создания учебного Web-контента,
разработанных в рамках программы Advanced Distributed Learning Министерства
обороны США.
11.
Соблюдение стандартов. Рассматривая
вопросы стандартизации функционирования LMS, перечислим основные организации разрабатывающие стандарты и
спецификации:
·
IMS – Instructional
Management Systems www.imsglobal.org
·
OKI – Open Knowledge
Initiative www.okiproject.org
·
AICC – Aviation Industry
CBT Committee www.aicc.org
·
ADL – Advanced
Distributed Learning www.adlnet.org
·
IEEE Project 1484
Learning Technology Standards Committee http://ieeeltsc.org
·
CEN/ISSS – Centre
Europeén de Normalisation / the Information
Society Standardisation System http://www.cenorm.be/isss
·
ARIADNE – Alliance of
Remote Instructional Authoring and Distribution Networks for Europe
www.ariadne-eu.org
LMS должна поддерживать стандарты, такие
как SCORM и AICC. Поддержка стандартов означает, что LMS может импортировать и
управлять контентом и курсами, которые скомпилированы в соответствии со
стандартами, вне зависимости от средств разработки, которые были использованы.
Если поставщик не сертифицирует контент, то неизбежны дополнительные расходы на
его сертификацию.
Одним
из основных требований к LMS,
является независимость системы от
наполнения курса. Требование
универсальности и независимости LMS является также одним
из основных требований
спецификации SCORM (Sharable
Content Object Reference Model). SCORM — это
сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем
дистанционного обучения, содержит требования к организации учебного материала и
всей системы дистанционного обучения. Содержание SCORM не
определяет методику обучения, начало и окончание изучения того или иного
раздела или модуля, не влияет на выбор студентом его траектории обучения; такие
функции принадлежат LMS.
Требования
к SCORM –пакетам
В процессе
работы над SCORM авторами были сформулированы несколько требований ко всем
системам, которые будут разрабатываться в соответствии с данным
стандартом. Эти требования следующие: доступность, адаптируемость, эффективность, долговечность, интероперабельность, возможность многократного использования.
Доступность в данном случае
рассматривается как способность определять местонахождение и получить доступ к
учебным компонентам из точки удаленного доступа и поставить их многим другим
точкам удаленного доступа.
Адаптируемость предполагает возможность
адаптации учебной программы согласно индивидуальным потребностям студента и особенностям организации учебного
процесса в конкретном вузе и конкретным контингентом обучаемых (студенты дневной, заочной,
вечерней формы обучения, слушатели курсов повышения квалификации и пр.).
Эффективность от использования SCORM
пакетов определяется возможностью повышения эффективности обучения за счет
выполнения ряда дидактических требований (научность, доступность, наглядность,
системность, принцип индивидуализации и
дифференциации и пр.).
Долговечность пакета определяется
использованием при его создании самых современных информационных технологий,
что обеспечивает долговечность использования данного пакета.
Интероперабельность – это
способность использовать учебные материалы вне зависимости от платформы, на
которой они созданы.
Созданные в
формате SCORM информационные и
образовательные ресурсы могут быть многократно
использованы в разных приложениях и контекстах. Следует отметить, что все эти принципы
успешно могут быть соблюдены в том случае, если изначально ориентироваться на
использование образовательного контента в веб-среде.
SCORM основан на
стандарте XML. Этот подход позволяет содержанию
быть востребованным, то
есть многократно используемым, разделяемым и контекстно-независимым насколько возможно.
SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их
многократного использования за счет того, что
учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые
могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой
дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств
они были созданы. Следует отметить, что при использовании SCORM пакетов функция
управления полностью возложена
на LMS.
Комментариев нет:
Отправить комментарий