четверг, 19 декабря 2013 г.

6. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ LMS (СДО)




1.    Поддержка смешанного обучения. LMS должна предоставлять возможности простым образом объединять традиционное (аудиторное) обучение в учебных классах и виртуальное обучение на основе сетевых учебных курсов. В комбинации эти возможности активизируют как обычное, так и персонализированное (персонифицированное) обучение.
2.    Интеграция с HR. Рейтинг LMS, которая не может быть синхронизирована с HR системой, снижается: в случае интеграции систем, администратор и/или представитель кадровой службы (для любого фирменного обучения) вводит информацию в HR систему, и сотрудник автоматически подписывается на тренинги, специально предназначенные для его профессионального роста в компании. Применительно к вузу, LMS, должна быть синхронизирована с единой информационной системой вуза, что позволит облегчить процедуру подключения к системе ДО всех категорий обучаемых, включая студентов, профессорско-преподавательский состав (дистанционное повышение квалификации), аспирантов и т.д.
3.    Инструменты администрирования. LMS должна давать возможность администраторам управлять регистрацией пользователей и профилями, определять роли, определять сертификационные диаграммы, назначать тьюторов, авторов курсов, управлять контентом и администрировать внутренние бюджеты, платежи пользователей и убытки. Администраторам необходим полный доступ к базе данных обучения, возможность создавать стандартные и кастмизумые отчеты по индивидуальным и групповым показателям. Отчеты должны масштабироваться вплоть до возможности включения всего персонала компании. Система должна давать возможность составлять расписание для учащихся, инструкторов и учебных классов. По возможности, все функции должны обладать способностью к управлению через автоматизированный дружелюбный интерфейс.
4.    Интеграция контента. Очень важно для LMS обеспечивать активную поддержку широкого круга курсов от сторонних производителей. Некоторые LMS совместимы с инструментом разработки только собственного производства, а другие очень ограниченно совместимы со стандартами учебного контента. Поставщик LMS должен сертифицировать контент производства третьих фирм, и доступ к курсам должен быть так же прост, как использование выпадающего меню.
5.    Соблюдение стандартов. LMS должна поддерживать стандарты ГОСТЫ и  такие стандарты, как SCORM и AICC. Поддержка стандартов означает, что LMS может импортировать и управлять контентом и курсами, которые скомпилированы в соответствии со стандартами, вне зависимости от средств разработки, которые были использованы. Если поставщик не сертифицирует контент, то неизбежны дополнительные расходы на его сертификацию.
6.    Возможности тестирования. Обязательное наличие модулей оценки и тестирования, при этом наиболее сервисный подход, когда а) предоставляется возможность включения теста (модуля оценки) как части каждого раздела курса (сетевого урока); б) имеется самостоятельный модуль тестирования (и модуль оценки), например, по результатам изучения отдельного раздела и/или курса в целом.
7.    Управление знаниями. Модуль управления знаниями позволяет организации определить необходимость в обучении и идентифицировать область приложения усилий, базируюсь на компетенции рабочего коллектива в конкретной области. Оценка знаний может быть получена из различных источников, включая собеседования и метод 360 градусов. Менеджеры определяют: уравновешивать, усреднять или сравнивать результаты для определения уровня знаний. Бизнес также может использовать этот функционал для поиска сотрудников, которые соответствуют специфическим требованиям по знаниям (по данным зарубежных источников).
8.    LMS обеспечивает и механизмы защиты, необходимые для сетевой среды e-Learning, а также, в случае масштабных учебных проектов, поддерживает интеграцию с системами планирования ресурсов предприятия и управления персоналом.
9.    LMS, являясь решением для управления учебным процессом, поддерживает, как минимум, использование электронных курсов из различных источников; наиболее развитые системы предлагают специальные модули для разработки собственного учебного контента.
10.              Для того чтобы LMS-платформы имели возможность «проигрывать» разные готовые курсы, созданы стандарты интероперабельности. Так, Airline Industry CBT Committee описывает взаимодействие компьютерных тренингов с системами управления и служит основой для развития аналогичных стандартов интероперабельности для Web-курсов. Широко известны стандарты ISM для платформ обучения, а также Sharable Content Object Reference Model (SCORM) — совокупность технических спецификаций для создания учебного Web-контента, разработанных в рамках программы Advanced Distributed Learning Министерства обороны США.
11.              Соблюдение стандартов. Рассматривая вопросы стандартизации функционирования LMS, перечислим основные организации разрабатывающие стандарты и спецификации:
·                    IMS – Instructional Management Systems www.imsglobal.org
·                    OKI – Open Knowledge Initiative www.okiproject.org
·                    AICC – Aviation Industry CBT Committee www.aicc.org
·                    ADL – Advanced Distributed Learning www.adlnet.org
·                    ISO – International Standards Organisation ISO/IEC JTC1 SC36 www.iso.orgwww.jtc1sc36.org
·                    IEEE Project 1484 Learning Technology Standards Committee http://ieeeltsc.org
·                    CEN/ISSS – Centre Europeén de Normalisation / the  Information Society Standardisation System http://www.cenorm.be/isss
·                    ARIADNE – Alliance of Remote Instructional Authoring and Distribution Networks for Europe www.ariadne-eu.org
LMS должна поддерживать стандарты, такие как SCORM и AICC. Поддержка стандартов означает, что LMS может импортировать и управлять контентом и курсами, которые скомпилированы в соответствии со стандартами, вне зависимости от средств разработки, которые были использованы. Если поставщик не сертифицирует контент, то неизбежны дополнительные расходы на его сертификацию.
Одним  из  основных  требований к LMS,  является  независимость системы от наполнения  курса.  Требование  универсальности  и  независимости LMS  является также  одним  из  основных  требований  спецификации SCORM (Sharable Content Object Reference Model). SCORM —  это  сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения, содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. Содержание SCORM  не  определяет методику обучения, начало и окончание изучения того или иного раздела или модуля, не влияет на выбор студентом его траектории обучения; такие функции принадлежат LMS.
Требования к  SCORM –пакетам
В процессе работы над SCORM авторами были сформулированы несколько требований ко всем системам, которые будут разрабатываться в соответствии с данным стандартом.  Эти требования следующие:  доступность,  адаптируемость, эффективность,  долговечность,  интероперабельность,  возможность многократного использования.
 Доступность в данном случае рассматривается как способность определять местонахождение и получить доступ к учебным компонентам из точки удаленного доступа и поставить их многим другим точкам удаленного доступа. 
Адаптируемость предполагает возможность адаптации учебной программы согласно индивидуальным потребностям  студента и особенностям организации учебного процесса в конкретном вузе и конкретным контингентом  обучаемых (студенты дневной, заочной, вечерней формы обучения, слушатели курсов повышения квалификации и пр.). 
Эффективность от использования SCORM пакетов определяется возможностью повышения эффективности обучения за счет выполнения ряда дидактических требований (научность, доступность, наглядность, системность, принцип  индивидуализации и дифференциации и пр.).  
Долговечность пакета определяется использованием при его создании самых современных информационных технологий, что обеспечивает долговечность использования данного пакета. 
Интероперабельность – это способность использовать учебные материалы вне зависимости от платформы, на которой они созданы. 
Созданные в формате  SCORM информационные и образовательные ресурсы могут быть многократно использованы в разных приложениях и контекстах.  Следует отметить, что все эти принципы успешно могут быть соблюдены в том случае, если изначально ориентироваться на использование образовательного контента в веб-среде.
SCORM основан на стандарте XML. Этот подход позволяет содержанию  быть  востребованным,  то  есть  многократно  используемым, разделяемым и  контекстно-независимым насколько возможно. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования за счет того, что  учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы. Следует отметить, что при использовании SCORM пакетов функция управления  полностью  возложена  на LMS. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий