На протяжении
последних двух десятилетий в области Internet-образования доминируют LMS
(Learning Management Systems) — системы управления обучением. По мере того как
Internet-технологии становятся неотъемлемой частью повседневной жизни, люди все
ближе подходят к осознанию новых возможностей общения, и одна из
таких возможностей — электронное обучение (e-learning). В этой области
создаются все более динамичные платформы, которые приходят на смену
традиционным «пассивным».
Состав функций систем
дистанционного обучения подбирается в зависимости от многих факторов, но
существует набор базовых функций, реализуемый практически всеми
системами: создание дистанционных учебных курсов, обучение и контроль знаний,
управление учебным процессом,
формирование отчетов по обучению, хранение информационных и
образовательных ресурсов, информационное взаимодействие между различными
категориями пользователей.
Система позволяет
осуществлять регистрацию разных категорий
пользователей (студент, тьютор, организатор, администратор) и четко
дифференцировать права различных категорий пользователей. Система LMS, в
идеале, должна предоставлять каждому студенту персональные возможности для
наиболее эффективного изучения материала, а менеджеру учебного процесса —
необходимые инструменты для формирования учебных программ, контроля их
прохождения, составления отчетов о результативности обучения, организации
коммуникаций между студентами и преподавателями.
В процессе обучения у
студента, который зарегистрирован в системе, есть возможность доступа к
учебному порталу и размещенным на нем дистанционным учебным курсам, возможность
просмотра, выбора подходящих учебных материалов на основе предварительного и
промежуточных тестирований, изучения учебного материала, разбитого на модули
(разделы), использования дополнительных материалов с помощью специальных
ссылок. Предусматривается и возможность
передачи и обмена файлами. Система обеспечивает объективность контроля знаний в
процессе тестирования, участия студентов в форумах и чатах.
Система должна давать
возможность составлять расписание для учащихся, инструкторов и учебных классов.
LMS отвечает также за организацию всех видов и форм занятий практические
занятия, лабораторные работы, тесты, средства совместной работы, ссылки на
внешние материалы и др. Кроме того, LMS отвечает за распределение и
использование учебного контента. В числе таких задач — систематизация
предлагаемых дистанционных учебных курсов, выделение групп курсов для
обязательного изучения и изучения «по желанию», разработка индивидуальных
учебных программ, поддержка индивидуальной траектории обучения, поддержка
синхронных и асинхронных режимов информационного взаимодействия между
пользователями системы.
LMS, являясь решением
для управления учебным процессом, поддерживает, как минимум, использование
электронных курсов из различных источников; наиболее развитые системы
предлагают специальные модули для разработки собственного учебного контента.
Важнейшим элементом LMS является отчетность по учебному процессу, которая
позволяет, в частности, делать выводы об эффективности вложений в электронное
обучение. В LMS должны быть механизмы контроля и составления отчетов о том,
насколько успешно продвигается слушатель или учебная группа в изучении
определенных тем, соответствуют ли получаемые результаты обучения заданным целям.
Выделим основные возможности LMS[1]:
Поддержка смешанного обучения. LMS должна предоставлять
возможности простым образом объединять
традиционное (аудиторное) обучение в учебных классах и виртуальное
обучение на основе дистанционных учебных курсов. В комбинации эти возможности
активизируют как обычное, так и персонализированное (персонифицированное)
обучение.
Интеграция с информационной
системой автоматизации управления вузом. Применительно к вузу, LMS, должна быть
синхронизирована с единой информационной системой вуза, что позволит облегчить
процедуру подключения к системе ДО всех категорий обучаемых, включая студентов,
профессорско-преподавательский состав (дистанционное повышение квалификации),
аспирантов и т.д.
Интеграция контента. Очень важно для LMS обеспечивать
активную поддержку широкого круга курсов от сторонних производителей. Некоторые
LMS совместимы с инструментом разработки только собственного производства, а
другие очень ограниченно совместимы со стандартами учебного контента. Поставщик
LMS должен сертифицировать контент производства третьих фирм, и доступ к курсам
должен быть так же прост, как использование выпадающего меню.
Возможности тестирования. Обязательное наличие модулей оценки и тестирования, при этом наиболее сервисный
подход, когда а) предоставляется возможность включения теста как части каждого
модуля (раздела) курса; б) имеется
самостоятельный модуль тестирования (и модуль оценки), например, по результатам
изучения курса в целом.
LMS обеспечивает и
механизмы защиты и безопасности данных,
необходимые для организации СДО, а также поддерживает интеграцию с системами
планирования ресурсов предприятия и управления персоналом.
При активном электронном обучении используется широкий
спектр Internet-технологий, подобных персонификации, моделированию
и мобильности, что позволяет внедрять недоступные для традиционных видов
обучения методики[2].
Растет спрос на модульные и персонифицированные платформы электронного
обучения: традиционные платформы не обладают достаточной гибкостью из-за своей
монолитной внутренней структуры[3].
В настоящее время разработчики LMS пытаются удовлетворить
этот спрос, предлагая инструментальные средства, поддерживающие настройку или
возможность модифицировать исходные тексты таких систем в соответствии
с условиями различных лицензий на свободно распространяемое программное
обеспечение. Это свидетельствует о зарождающейся тенденции отказа от
универсальных решений в пользу специализированных. В настоящее время рынок
дистанционного обучения динамично развивается. Совершенствуются инструменты,
сопровождающие процесс дистанционного обучения.
Развиваются и внедряются самые разнообразные системы дистанционного
обучения — LMS. Традиционные системы
управления обучением, представляют собой среды для разработки, размещения,
предоставления дистанционных учебных курсов и управления ими. Они
предлагают пакеты инструментальных средств, которые поддерживают создание
онлайновых курсов, их обслуживание и предоставление, средства регистрации
студентов и управления работой с ними, администрирование процесса
обучения и генерацию отчетов об успехах учащихся.
Все LMS-системы можно разделить на две
основные категории:
·
свободно распространяемые инициативы, к которым
относятся Moodle (www.moodle.org),
Sakai (www.sakaiproject.org)
, ATutor (www.atutor.ca)
и Whiteboard (whiteboard.sourceforge.net);
·
проприетарные решения, в том числе WebCT/Black board (www.blackboard.com),
Gradepoint (www.gradepoint.net),
Desire2Learn (www.desire2learn.com)
и Learn.com (www.learn.com).
Традиционными лидерами
западного рынка LMS являются решения компаний Saba Software, Docent, WBT
Systems, Click2Learn, IBM. Свои предложения есть и на отечественном рынке,
среди них — «Прометей» производства НИЦ АСКБ, система дистанционного тренинга
Redclass (совместная разработка компании Redlab и учебного центра Redcenter),
e-Learning компании «ГиперМетод», распространяемая в открытых кодах система
NauLearning от компании Naumen и др. При рассмотрении различных систем
дистанционного обучения выявлен ряд параметров, по которым различается
их построение:
–
состав
функций и задач: администрирование пользователей, разработка курсов, поддержка
процесса обучения и контроля знаний, формирование отчетности и т.д.;
–
используемые
коммуникационные средства: кейсы учебно-методических материалов, сетевые
интернет-технологии, спутниково-телевизионные технологии;
–
способы
взаимодействия со слушателями: синхронное, асинхронное, смешанное обучение;
–
архитектура
размещения: централизованная, распределенная, децентрализованная;
–
применяемые
технологии дистанционного обучения: мультимедийные лекции, видеолекции, лабораторные
практикумы, виртуальные тренажеры;
–
состав
технических средств;
–
состав
программных средств.
Основным отличием открытых систем (open
source) является то, что при использовании этих систем нет надобности платить за лицензию. Оплатить придется только
установку и обслуживание системы. Свободно распространяемые решения, как
правило, созданы на основе расширяемых оболочек, которые позволяют настраивать
и модифицировать системы обучения в соответствии с конкретными
требованиями. Несмотря на то что в категории проприетарных систем данный
подход не нашел широкого применения, он возник в рамках таких инициатив,
как PowerLinks в WebCT и Building Blocks в Blackboard,
предусматривающих предоставление средств для связи программного обеспечения
сторонних поставщиков с LMS.
Проблема выбора платформы, на которой
будет построена система дистанционного обучения в конкретном вузе является
ключевой и этот выбор зависит от целого ряда факторов: какие требования
предъявляются к среде, какие функциональные возможности следует
использовать в учебном процессе данного
вуза, каковы основные характеристики у выбранной LMS, на каких пользователей
ориентирована среда, какими средствами располагает вуз для приобретения и
поддержки требуемой платформы.
Плюсы коммерческого программного
обеспечения широко известны: в большинстве своем это надежные продукты, с
надлежащим уровнем поддержки пользователей, регулярными обновления функционала
и появлением новых версий. К недостаткам
подобных систем следует отнести проблему «закрытости» платформы. Во-первых, код
источника недоступен технической поддержке организации, поэтому даже небольшие
изменения на уровне пользователя не представляются возможными. Организация
может попытаться выйти на контакт с компанией-производителем, если у него появились
предложения об усовершенствовании. Помимо этого к минусам можно отнести высокую
стоимость любого коммерческого продукта, регулярные выплаты за лицензию, за
увеличившееся количество пользователей и
проч.
Другой путь – реализация СДО на базе Open
Source решений. Несомненным достоинством данного подхода является возможность
сотрудничества, объединения ИТ-специалистов,
преподавателей, студентов, волонтеров-программистов в развитии и
совершенствовании образовательных программных продуктов. Более того, такое
программное обеспечение может функционировать как инструмент, ориентированный
на обучающегося, как основа для гибкого, допускающего изменения обучения,
адаптированного для той или иной учебной программы. В интернет можно найти
таблицы рейтингов открытых LMS,
которые отражают педагогическую философию, аспекты функциональности, простоты
использования, технической надежности, размера сообщества пользователей и
предполагаемого срока жизни того или иного проекта (например, http://www.sfu.ca/lidc/LMSSC/open.htm).
Сопоставительный анализ систем с открытым
кодом и коммерческих СДО показал, следующее:
–
Использование
коммерческих СДО не доступно большинству российских вузов по причине их высокой
стоимости, необходимости продления лицензии на каждый учебный год, привязки
стоимости лицензий и их продления к количеству пользователей системы.
–
Современные
тенденции развития OpenSource LMS\LCMS направлены в сторону универсализации и
увеличения функциональности систем. По своим возможностям наиболее продвинутые
системы не уступают коммерческим аналогам, а некоторые даже превосходят.
–
Системы
с открытым кодом позволяют решать те же задачи, что и коммерческие системы, но
при этом у пользователей есть возможность доработки и адаптации конкретной
системы к своим потребностям и текущей образовательной ситуации.
–
СДО
с открытым исходным кодом позволяют реализовать тот же набор функциональных
возможностей, что и коммерческие решения с существенно меньшими экономическими
затратами.
–
Большинство
систем с открытым кодом являются кросс-платформенными решениями и не привязаны
ни к конкретных операционным системам, ни к конкретным Web-броузерам.
В работах Кривичева А.И. и
Сидоренко В. Н. (Экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова) проведен
анализ использования открытых систем управления обучением в вузах, который
показал, что в условиях расширения спектра образовательных услуг,
предоставляемых дистанционно, в лидеры выходят страны с развитым сектором
«on-line услуг». Этот факт может быть
объяснен высоким спросом в этих странах на высшее образование и возможностью
его получения посредством дистанционного обучения. Например, если в 2002 г. рынок дистанционного
обучения в США оценивался в 10,3 млрд., то к 2011 г. ожидается его
увеличение до 212 млрд. долл[4]. Аналогичная ситуация с увеличением спроса на
использование дистанционных образовательных технологий для своего обучения прогнозируется и для
России (http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php).
В настоящее время, как показывают наблюдения,
чистое Интернет-обучение получило широкое распространение в российской
образовательной практике. Это, например:
–
мегакампус
МФПА (www.mfpa.ru),
–
институт
информационных технологий (www.intuit.ru),
–
МИМ
ЛИНК (www.ou-link.ru),
–
Центр
обучения и тестирования «Звезды и С» (www.e-learn.ru),
–
Русский
институт управления (www.tantal.ru),
–
Финансовая
академия при Правительстве РФ (www.dofa.ru),
–
Московский
институт экономики, финансов и права (www.miemp.ru) и др.
Такие LMS-системы, как WebCT/Blackboard, Moodle и Sakai реализуют модульную архитектуру построения
дистанционного учебного курса. Они позволяют осуществлять не только обмен контентом,
но и обучающими объектами, их последовательностями и информацией об
учащихся. Появившиеся в это время стандарты и спецификации, такие как
Shareable Content Object Reference Model (SCORM; www.adlnet.gov), IMS Content Packaging
и IMS Learning Design (www.imsglobal.org/
specifications.html), поддерживали способность различных
платформ совместно использовать курсы или части курсов.
[1] Якушин А.В.
Использование LMS в учебном процессе педагогического вуза.
http://2006.edu-it.ru/docs/2/02_05_Yakushin.doc
[2] T. Mayes, S. de Freitas, Review of E-Learning Theories, Frameworks, and
Models. Joint Information Systems Committee e-Learning Models Desk Study, 2004.
[3] P. Trafford, PLEs as Environments for Personal and Personalised
Learning. www.weblearn.ox.ac.uk/site/asuc/oucs/staff/pault/research/ramble/present/uploads/PaulT_MiniPLEPaper
1.0.pdf.
[4] Оценка американского
университета г. Феникс, специализирующегося на дистанционном обучении взрослых.
URL: http://www.distance-learning.com.
Комментариев нет:
Отправить комментарий