четверг, 19 декабря 2013 г.

4.5. Современные LMS (СДО)





 На протяжении последних двух десятилетий в области Internet-образования доминируют LMS (Learning Management Systems) — системы управления обучением. По мере того как Internet-технологии становятся неотъемлемой частью повседневной жизни, люди все ближе подходят к осознанию новых возможностей общения, и одна из таких возможностей — электронное обучение (e-learning). В этой области создаются все более динамичные платформы, которые приходят на смену традиционным «пассивным».

Состав функций систем дистанционного обучения подбирается в зависимости от многих факторов, но существует набор базовых функций, реализуемый практически всеми системами: создание дистанционных учебных курсов, обучение и контроль знаний, управление учебным процессом,  формирование отчетов по обучению, хранение информационных и образовательных ресурсов, информационное взаимодействие между различными категориями пользователей.

Система позволяет осуществлять регистрацию разных категорий  пользователей (студент, тьютор, организатор, администратор) и четко дифференцировать права различных категорий пользователей. Система LMS, в идеале, должна предоставлять каждому студенту персональные возможности для наиболее эффективного изучения материала, а менеджеру учебного процесса — необходимые инструменты для формирования учебных программ, контроля их прохождения, составления отчетов о результативности обучения, организации коммуникаций между студентами и преподавателями.

В процессе обучения у студента, который зарегистрирован в системе, есть возможность доступа к учебному порталу и размещенным на нем дистанционным учебным курсам, возможность просмотра, выбора подходящих учебных материалов на основе предварительного и промежуточных тестирований, изучения учебного материала, разбитого на модули (разделы), использования дополнительных материалов с помощью специальных ссылок.  Предусматривается и возможность передачи и обмена файлами. Система обеспечивает объективность контроля знаний в процессе тестирования, участия студентов в форумах и чатах.

Система должна давать возможность составлять расписание для учащихся, инструкторов и учебных классов. LMS отвечает также за организацию всех видов и форм занятий практические занятия, лабораторные работы, тесты, средства совместной работы, ссылки на внешние материалы и др. Кроме того, LMS отвечает за распределение и использование учебного контента. В числе таких задач — систематизация предлагаемых дистанционных учебных курсов, выделение групп курсов для обязательного изучения и изучения «по желанию», разработка индивидуальных учебных программ, поддержка индивидуальной траектории обучения, поддержка синхронных и асинхронных режимов информационного взаимодействия между пользователями системы.

LMS, являясь решением для управления учебным процессом, поддерживает, как минимум, использование электронных курсов из различных источников; наиболее развитые системы предлагают специальные модули для разработки собственного учебного контента. Важнейшим элементом LMS является отчетность по учебному процессу, которая позволяет, в частности, делать выводы об эффективности вложений в электронное обучение. В LMS должны быть механизмы контроля и составления отчетов о том, насколько успешно продвигается слушатель или учебная группа в изучении определенных тем, соответствуют ли получаемые результаты обучения заданным целям.

Выделим основные возможности LMS[1]:

Поддержка смешанного обучения. LMS должна предоставлять возможности простым образом объединять  традиционное (аудиторное) обучение в учебных классах и виртуальное обучение на основе дистанционных учебных курсов. В комбинации эти возможности активизируют как обычное, так и персонализированное (персонифицированное) обучение.

Интеграция с информационной системой автоматизации управления вузом. Применительно к вузу, LMS, должна быть синхронизирована с единой информационной системой вуза, что позволит облегчить процедуру подключения к системе ДО всех категорий обучаемых, включая студентов, профессорско-преподавательский состав (дистанционное повышение квалификации), аспирантов и т.д.

Интеграция контента. Очень важно для LMS обеспечивать активную поддержку широкого круга курсов от сторонних производителей. Некоторые LMS совместимы с инструментом разработки только собственного производства, а другие очень ограниченно совместимы со стандартами учебного контента. Поставщик LMS должен сертифицировать контент производства третьих фирм, и доступ к курсам должен быть так же прост, как использование выпадающего меню.

Возможности тестирования. Обязательное наличие модулей оценки и тестирования, при этом наиболее сервисный подход, когда а) предоставляется возможность включения теста как части каждого модуля (раздела) курса; б)  имеется самостоятельный модуль тестирования (и модуль оценки), например, по результатам изучения курса в целом.  

LMS обеспечивает и механизмы защиты и безопасности данных, необходимые для организации СДО, а также поддерживает интеграцию с системами планирования ресурсов предприятия и управления персоналом.

При активном электронном обучении используется широкий спектр Internet-технологий, подобных персонификации, моделированию и мобильности, что позволяет внедрять недоступные для традиционных видов обучения методики[2]. Растет спрос на модульные и персонифицированные платформы электронного обучения: традиционные платформы не обладают достаточной гибкостью из-за своей монолитной внутренней структуры[3].

В настоящее время разработчики LMS пытаются удовлетворить этот спрос, предлагая инструментальные средства, поддерживающие настройку или возможность модифицировать исходные тексты таких систем в соответствии с условиями различных лицензий на свободно распространяемое программное обеспечение. Это свидетельствует о зарождающейся тенденции отказа от универсальных решений в пользу специализированных. В настоящее время рынок дистанционного обучения динамично развивается. Совершенствуются инструменты, сопровождающие процесс дистанционного обучения.  Развиваются и внедряются самые разнообразные системы дистанционного обучения — LMS.  Традиционные системы управления обучением, представляют собой среды для разработки, размещения, предоставления дистанционных учебных курсов и управления ими. Они предлагают пакеты инструментальных средств, которые поддерживают создание онлайновых курсов, их обслуживание и предоставление, средства регистрации студентов и управления работой с ними, администрирование процесса обучения и генерацию отчетов об успехах учащихся.

Все LMS-системы можно разделить на две основные категории:

·                     свободно распространяемые инициативы, к которым относятся Moodle (www.moodle.org), Sakai (www.sakaiproject.org) , ATutor (www.atutor.ca) и Whiteboard (whiteboard.sourceforge.net);

·                     проприетарные решения, в том числе WebCT/Black board (www.blackboard.com), Gradepoint (www.gradepoint.net), Desire2Learn (www.desire2learn.com) и Learn.com (www.learn.com).

Традиционными лидерами западного рынка LMS являются решения компаний Saba Software, Docent, WBT Systems, Click2Learn, IBM. Свои предложения есть и на отечественном рынке, среди них — «Прометей» производства НИЦ АСКБ, система дистанционного тренинга Redclass (совместная разработка компании Redlab и учебного центра Redcenter), e-Learning компании «ГиперМетод», распространяемая в открытых кодах система NauLearning от компании Naumen и др. При рассмотрении различных систем дистанционного обучения выявлен ряд параметров, по которым различается их построение:

      состав функций и задач: администрирование пользователей, разработка курсов, поддержка процесса обучения и контроля знаний, формирование отчетности и т.д.;

      используемые коммуникационные средства: кейсы учебно-методических материалов, сетевые интернет-технологии, спутниково-телевизионные технологии;

      способы взаимодействия со слушателями: синхронное, асинхронное, смешанное обучение;

      архитектура размещения: централизованная, распределенная, децентрализованная;

      применяемые технологии дистанционного обучения: мультимедийные лекции, видеолекции, лабораторные практикумы, виртуальные тренажеры;

      состав технических средств;

      состав программных средств.

Основным отличием открытых систем (open source) является то, что при использовании этих систем  нет надобности  платить за лицензию. Оплатить придется только установку и обслуживание системы. Свободно распространяемые решения, как правило, созданы на основе расширяемых оболочек, которые позволяют настраивать и модифицировать системы обучения в соответствии с конкретными требованиями. Несмотря на то что в категории проприетарных систем данный подход не нашел широкого применения, он возник в рамках таких инициатив, как PowerLinks в WebCT и Building Blocks в Blackboard, предусматривающих предоставление средств для связи программного обеспечения сторонних поставщиков с LMS.

Проблема выбора платформы, на которой будет построена система дистанционного обучения в конкретном вузе является ключевой и этот выбор зависит от целого ряда факторов: какие требования предъявляются к среде, какие функциональные возможности следует использовать  в учебном процессе данного вуза, каковы основные характеристики у выбранной LMS, на каких пользователей ориентирована среда, какими средствами располагает вуз для приобретения и поддержки требуемой платформы.

Плюсы коммерческого программного обеспечения широко известны: в большинстве своем это надежные продукты, с надлежащим уровнем поддержки пользователей, регулярными обновления функционала и появлением новых версий.  К недостаткам подобных систем следует отнести проблему «закрытости» платформы. Во-первых, код источника недоступен технической поддержке организации, поэтому даже небольшие изменения на уровне пользователя не представляются возможными. Организация может попытаться выйти на контакт с компанией-производителем, если у него появились предложения об усовершенствовании. Помимо этого к минусам можно отнести высокую стоимость любого коммерческого продукта, регулярные выплаты за лицензию, за увеличившееся количество пользователей  и проч.

Другой путь – реализация СДО на базе Open Source решений. Несомненным достоинством данного подхода является возможность сотрудничества, объединения ИТ-специалистов,  преподавателей, студентов, волонтеров-программистов в развитии и совершенствовании образовательных программных продуктов. Более того, такое программное обеспечение может функционировать как инструмент, ориентированный на обучающегося, как основа для гибкого, допускающего изменения обучения, адаптированного для той или иной учебной программы. В интернет можно найти таблицы рейтингов открытых LMS, которые отражают педагогическую философию, аспекты функциональности, простоты использования, технической надежности, размера сообщества пользователей и предполагаемого срока жизни того или иного проекта (например, http://www.sfu.ca/lidc/LMSSC/open.htm).

Сопоставительный анализ систем с открытым кодом и коммерческих СДО показал, следующее:

          Использование коммерческих СДО не доступно большинству российских вузов по причине их высокой стоимости, необходимости продления лицензии на каждый учебный год, привязки стоимости лицензий и их продления к количеству пользователей системы.

          Современные тенденции развития OpenSource LMS\LCMS направлены в сторону универсализации и увеличения функциональности систем. По своим возможностям наиболее продвинутые системы не уступают коммерческим аналогам, а некоторые даже превосходят.

          Системы с открытым кодом позволяют решать те же задачи, что и коммерческие системы, но при этом у пользователей есть возможность доработки и адаптации конкретной системы к своим потребностям и текущей образовательной ситуации.

          СДО с открытым исходным кодом позволяют реализовать тот же набор функциональных возможностей, что и коммерческие решения с существенно меньшими экономическими затратами.

          Большинство систем с открытым кодом являются кросс-платформенными решениями и не привязаны ни к конкретных операционным системам, ни к конкретным Web-броузерам.

В работах Кривичева А.И. и Сидоренко В. Н. (Экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова) проведен анализ использования открытых систем управления обучением в вузах, который показал, что в условиях расширения спектра образовательных услуг, предоставляемых дистанционно, в лидеры выходят страны с развитым сектором «on-line услуг».  Этот факт может быть объяснен высоким спросом в этих странах на высшее образование и возможностью его получения посредством дистанционного обучения. Например, если в 2002 г. рынок дистанционного обучения в США оценивался в 10,3 млрд., то к 2011 г. ожидается его увеличение до 212 млрд. долл[4].  Аналогичная ситуация с увеличением спроса на использование дистанционных образовательных технологий  для своего обучения прогнозируется и для России (http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php).

В настоящее время, как показывают наблюдения, чистое Интернет-обучение получило широкое распространение в российской образовательной практике. Это, например:

                   мегакампус МФПА (www.mfpa.ru),

                   институт информационных технологий (www.intuit.ru),

                   МИМ ЛИНК (www.ou-link.ru),

                   Центр обучения и тестирования «Звезды и С» (www.e-learn.ru),

                   Русский институт управления (www.tantal.ru),

                   Финансовая академия при Правительстве РФ (www.dofa.ru),

                   Московский институт экономики, финансов и права (www.miemp.ru) и др.

Такие LMS-системы, как  WebCT/Blackboard, Moodle и Sakai  реализуют модульную архитектуру построения дистанционного учебного курса.  Они  позволяют осуществлять не только обмен контентом, но и обучающими объектами, их последовательностями и информацией об учащихся. Появившиеся в это время стандарты и спецификации, такие как Shareable Content Object Reference Model (SCORM; www.adlnet.gov), IMS Content Packaging и IMS Learning Design (www.imsglobal.org/ specifications.html), поддерживали способность различных платформ совместно использовать курсы или части курсов.





[1] Якушин А.В. Использование LMS в учебном процессе педагогического вуза. http://2006.edu-it.ru/docs/2/02_05_Yakushin.doc

[2] T. Mayes, S. de Freitas, Review of E-Learning Theories, Frameworks, and Models. Joint Information Systems Committee e-Learning Models Desk Study, 2004.

[3] P. Trafford, PLEs as Environments for Personal and Personalised Learning. www.weblearn.ox.ac.uk/site/asuc/oucs/staff/pault/research/ramble/present/uploads/PaulT_MiniPLEPaper 1.0.pdf.



[4] Оценка американского университета г. Феникс, специализирующегося на дистанционном обучении взрослых. URL: http://www.distance-learning.com.


Комментариев нет:

Отправить комментарий