четверг, 19 декабря 2013 г.

Введение


Руководитель  проекта д.п.н., профессор С.В. Панюкова


Исполнители проекта: к.п.н. Э.А. Кадырова,
к.п.н. Н.П. Клейносова,
д.п.н., профессор С.В. Панюкова
 


Теоретические и практические вопросы дистанционного образования изучались А.А. Андреевым, М.Е. Бершадским, В.В. Гузеевым, Я.А. Ваграменко, Г.А. Клочковой, А.В. Могилевым, О.П. Молчановой, В.И. Овсянниковым, Е.С. Полат, Ю.Б. Рубиным, В.И. Солдаткиным, В.П. Тихомировым, Г.М. Троян, С.А. Щенниковым и др.; вопросы теории развития дистанционного образования рассмотрены в работах А. Батеса (ABates), Б. Холмберга (В. Holmberg), О. Петерса (О. Peters), Г. Рамбла (G. Rumble), Д. Даниэля (J. Daniel) и др.
Принимая во внимание работы этих авторов, прежде всего, отметим, что дистанционное образование – это комплекс образовательных услуг, предоставляемых независимо от географического месторасположения обучаемых с помощью средств обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).
Дистанционное обучение предполагает такую организацию образовательного процесса, которая базируется на принципе самостоятельного обучения студента.  Технология дистанционного обучения характеризуется тем, что обучающиеся в основном и/или совсем  отдалены от преподавателя в пространстве и/или  во времени,  в то же время они имеют возможность поддерживать диалог с помощью средств  телекоммуникации.
В работах И.Я. Злотниковой под системой дистанционного обучения на основе web-технологии понимается совокупность организационных форм и средств обучения, преимущественно информационных и коммуникационных, интегрированных на единой программной основе и с единым web-интерфейсом, предназначенная для проведения дистанционного обучения.
Дистанционная образовательная технология представляет собой совокупность методов, форм и программно-технических средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии. Эти технологии должны быть легко адаптируемыми как для повышения эффективности, так и для замены традиционного аудиторного преподавания.
Дистанционная образовательная технология основана на  использовании различных форм и методов. Во-первых, формы дистанционного обучения, основанной на печатных материалах, при которой общение осуществляется по почте и телефону. Во-вторых, формы дистанционного обучения, предполагающей использование видеокурсов, когда обучающий и обучаемый «встречаются» с помощью телевизионных экранов. В-третьих, Интернет-обучение на базе специализированной системы управления обучением.
Система управления обучением (Learning Management System, LMS) представляет собой специальное программное обеспечение, позволяющее организовать дистанционное обучение. LMS представляет собой платформу для развертывания системы дистанционного обучения и для администрирования традиционного учебного процесса, поддерживает создание дистанционных учебных курсов, их обслуживание и предоставление, средства регистрации студентов и управления работой с ними, администрирование процесса обучения, генерацию отчетов о результатах обучения. Дистанционное обучение на базе LMS обеспечивает  доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, предоставление им возможности осуществления информационной деятельности, самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала; интерактивное информационное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения.
Система управления обучением характеризуется высоким уровнем интерактивности и позволяет участвовать в процессе обучения людям, находящимся в разных странах и имеющим выход в Интернет. LMS используются для разработки, управления и распространения учебных материалов с обеспечением совместного, открытого доступа к этим материалам всех участников учебного процесса в удобное время.
Следует отметить, что для организации дистанционного обучения необходимо специально разработать и оформить учебные и информационные материалы. Создаются данные материалы в системе в виде модулей (разделов) с заданием последовательности изучения. Дистанционный учебный курс – учебно-методический программно-информационный комплекс, обеспечивающий возможность обучаемому самостоятельно освоить учебный курс в он-лайн и офф-лайн режимах с целью формирования и закрепления новых знаний, умений и навыков в определенной предметной области и в определенном объеме в индивидуальном режиме. Дистанционный учебный курс создается на основе рабочей программы дисциплины, содержит электронные учебные материалы, такие как электронные конспекты лекций, электронные учебники, виртуальные лабораторные работы, электронные тесты, файлы заданий, wiki, глоссарий.
Современные LMS предоставляют возможности для организации процесса обучения в режиме реального времени, за счет проведения он-лайн лекций и семинаров. Модули включают представленные в цифровом формате различного рода учебно-методические материалы (индивидуальные задания, задания для проведения проектной деятельности в малых группах и другие дидактические средства). 
Дидактические средства дистанционного обучения – это учебные материалы, информационно-образовательные ресурсы, методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности, учитывающие ограниченность непосредственного общения с преподавателем.
Веб-портфолио пользователя (сети 4portfolio.ru)  это: сайт портфолио + закрытое от посторонних глаз персональное интернет-пространство (копилка файлов в `облаках`, записные книжки и пр.) + социальная сеть для общения.


Информатизация общества и системы образования как его составной части предоставляет принципиально новые программно-аппаратные средства для внедрения в систему высшего технического образования дистанционных образовательных технологий (ДОТ), реализующих дистанционное обучение. В настоящее время существует потребность в дистанционном обучении для тех граждан, которые в силу ряда обстоятельств не могут обучаться очно, однако испытывают потребность в обучении, повышении квалификации и переподготовке. Например: лица среднего и старшего возраста не хотят обучаться очно в силу сложившихся в обществе психологических стереотипов, что обучаться следует после окончания школы, в молодом возрасте. Дистанционно готовы учиться жители населенных пунктов, где отсутствуют необходимые высшие учебные заведения. Дистанционно могут получить практически любое образование лица с ограниченными физическими возможностями, работающие граждане, матери, находящиеся в отпуске по уходу за детьми и др.
 Дистанционное образование позволяет реализовать принцип «образование для всех» или «образование без границ», что обеспечивает обучаемому возможность заниматься в удобном месте и в удобное для него время, используя программные и программно-аппаратные средства информационно-коммуникационных технологий. ДО является одной из форм непрерывного обучения, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации. Можно определить дистанционное образование как образование, характеризующееся следующими особенностями:
      существование обучающего и обучаемого и, как минимум, наличие договоренности между ними;
      пространственная разделенность обучающего и обучаемого;
      пространственная разделенность обучаемого и учебного заведения;
      двунаправленное взаимодействие обучаемого и обучающего;
      интерактивное взаимодействие между обучаемым и системой.
Рассмотрим вопросы комплексного обеспечения внедрения ДО в систему высшего образования. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий