четверг, 19 декабря 2013 г.

7.3 СДО в вузе. Семинары и практические занятия.

Целью семинаров является активный обмен современными знаниями и опытом. Ключевым элементом семинаров есть аргументированные дискуссии, проводимые на высоком профессиональном уровне, с привлечением ведущих специалистов со всего мира. Семинары  ДО  являются  активной  формой  учебных  занятий. Семинары могут проводиться в асинхронном и синхронном режиме. 
В  асинхронном  режиме  используются  электронные  дискуссии. Достоинством асинхронных семинаров является то, что их участники общаются в удобное  для  каждого  из  них  время.  Каждый  участник  в  любой  момент  может изучить  историю  развития  обсуждения  и  вступить  в  дискуссию.  Преподаватель может  оценить  усвоение  материала  по  степени  активности  участника  дискуссии. Если конференция не управляется преподавателем, то каждый участник видит на экране все тексты вопросов и ответов всех других участников семинара.
В  синхронном  режиме  преподавателю  становится  проще  управлять  ходом дискуссии,  однако  синхронные  средства  общения  требуют  присутствия участников  семинара  в  одно  и  тоже  время.  Синхронные  семинары  могут проводиться  в  ДО  с  помощью  телевизионных  видеоконференций, вебинаров, чатов и форумов. В педагогическом аспекте использование семинаров в режиме  видеоконференции  не  отличается  от  традиционного,  так  как  участники процесса  видят  друг  друга  на  экранах  компьютерных  мониторов  или  на  экранах телевизора.  К  видеоконференциям при  проведении  семинаров  с  использованием  видеоконференц-связи,  как  показывает  опыт,  надо  привыкать  так  как, например, наблюдается некоторая задержка изображения на экране при движении участников. Проведение семинаров реализуется с помощью видео или Интернет-связи. Участники семинаров предварительно обеспечиваются либо доступом к информационно-образовательным ресурсам, размещенным в LMS, либо на рекомендуемом преподавателем Интернет-портале, либо необходимыми учебными материалами, получая их по электронной почте.
Видеоконференции могут быть организованы в виде глобальных диалогов, участие в которых принимают представители 4-5 стран. Тематика глобальных диалогов является отражением актуальных для общества проблем и, как правило, касается государственного управления, управления частным сектором, реформирования сферы образования и сферы здравоохранения, проблем экологии и др. Проведение глобальных диалогов предоставляет участникам уникальную возможность рассмотреть вопросы, требующие международного анализа. Результаты глобальных диалогов в виде резюме вместе с текстами основных докладов размещаются на портале вуза.
Приведем примерные темы для обсуждения в ходе глобального диалога: "Пенсионная реформа и развитие фондового рынка", "Молодежь для эффективного управления", "Использование современных информационных и коммуникационных технологий для улучшения государственного управления" и др.
Компромиссным  вариантом  синхронных  семинаров  является  текстовый форум,  с  одной  стороны  он  позволяет  вести  обсуждение  с  максимальной степенью интерактивности, с другой стороны он требует минимальных ресурсов.
Если  в  ходе  обсуждения  широко  используется  графический  материал  или необходимо дополнительно обмениваться другой произвольной информацией, то необходимо использовать графический форум. Этот форум, по сути, представляет собой не только средство общения, но средство совместной работы.
Целью практического занятия является повторение и закрепление учебного мате­риала, контроль уровня знаний обучаемых по конкретной теме, выработка практичес­ких навыков решения задач по данной теме.  Практические  занятия  с использованием ДОТ  предполагают  использование  средств  коллективного  взаимодействия,  которые должны  поддерживать  интенсивное  взаимодействие  между  участниками  группы. При необходимости учащиеся могут использовать вспомогательные программные средства, которые позволяют автоматизировать процесс выполнения заданий.
К настоящему времени в вузах разработаны экспертные системы, обучающие, контролирующие, моделирующие и другие программные продукты учебного назначения, которые применяются при проведении практических занятий. Использование LMS на практических, групповых и семинарских занятиях  могут использоваться как средство для поиска и изучения необходимой информации, для отработки навыков и умений самостоятельно решать разного рода задачи по изучаемому предмету, для проверки знаний и умения решать задачи.
Использование дидактических возможностей ИКТ при проведении семинарских и практических занятий в технических вузах на базе LMS способствует:
-          лучшему усвоению знаний, умений, навыков;
-          повышению информативной емкости изучаемого материала;
-           индивидуализации и дифференциации обучения при выборе обучаемым темпа и траектории изучения материала, разделении заданий по уровням сложности;
-          повышению объективности контроля знаний;
-          формированию таких личностных качеств обучаемых, как творческая активность, самостоятельность, ответственность.
Вебинары для педагогов
В рамках гранта РГНФ группа преподавателей Рязанского государственного радиотехнического университета проводит исследования возможности использования технологии веб-портфолио в отечественной социальной сети 4portfolio.ru[1]. Необычная, но эффективная технология требует популяризации среди педагогической общественности. Стремительное развитие облачных технологий и уникальность дидактических возможностей этих инноваций определяют необходимость организации повышения квалификации педагогов. Учителям и преподавателям вузов следует знать о новинках и уметь эффективно применять веб-технологии в профессиональной деятельности. К сожалению, далеко не всегда у педагога есть возможность получить квалифицированные ответы профессионалов на вопросы о создании и использовании информационно-коммуникационных технологий в своей повседневной деятельности. Особенно тяжело тем учителям, которые живут в глубинке. Именно для них и была организована серия вебинаров.
Мероприятия в режиме онлайн похожи на обычные семинары – доклад, показ презентаций, вопросы и ответы, опросы слушателей, общение между присутствующими в чате. Все это происходит дистанционно в режиме реального времени через Интернет. Таким образом, несмотря на то, что все участники физически находятся далеко друг от друга, образуется виртуальная «аудитория», которая обеспечивает сетевое общение профессионального сообщества.
На вебинарах особое внимание было уделено теоретическим аспектам технологии портфолио, т.к. попытки изучения и активного распространения практического опыта учителей-новаторов, передового опыта в других школах и вузах не имеют особого успеха и большинство разработок исчезают бесследно, заменяются другими пробами и сопровождаются другими ошибками. Еще К. Д. Ушинский писал, что заимствовать надо идею, а не факт и не явление. Педагогу-практику трудно самостоятельно обобщить факты и выделить основную идею,  поэтому он заимствует ту или иную методику, методическую разработку. Всякая новая технология обучения должна быть научно обоснованной, тогда как эмпирический опыт опирается обычно на личный опыт одного педагога. Именно поэтому педагогам необходимо повышать квалификацию, общаться с профессионалами, разрабатывать новые методики, основываясь на научном знании.
В ходе одного вебинара невозможно представить подробное описание всего многообразия инновационных процессов, поэтому было проведено несколько вебинаров, рассмотрены вопросы теории и практики использования веб-портфолио в учебном процессе, цели и задачи создания и ведения сайта-портфолио для разных категорий пользователей сети 4portfolio.ru; вопросы использования инструментария социальной сети в учебном процессе для представления успехов и достижений, организации персонального пространства, оценки достижений и личностных особенностей обучаемых, для общения в профессиональном сообществе. Каждый участник имел возможность выбрать актуальную   тематику, записаться на наиболее интересный для него вебинар.
Анализ опыта проведения вебинаров показал, что педагоги после посещения  мероприятия и общения с коллегами с энтузиазмом и более эффективно используют возможности  социальной сети 4portfolio.ru в профессиональной деятельности, они создали более содержательные, наглядные, красочные портфолио, приняли участие к конкурсе, привлекли к созданию веб-портфолио своих учеников и коллег.
Общение с учителями в ходе вебинара позволило авторам и руководителям проекта 4portfolio.ru лучше понять тонкости и специфику использования технологии портфолио в дошкольных учреждениях, школах и вузах, внести определенные дополнения в методические рекомендации для пользователей портала, обозначить тематику новых вебинаров.
 Очевидно, что серия вебинаров будет продолжена.



[1] Разработка организационно-методического обеспечения для ведения электронного портфолио студентов и преподавателей в социальных сетях была поддержана грантом Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий